galeya.narod.ru
 
Библиотека

С.И. Титушкин. Линейные корабли итальянского военно-морского флота.
1908-1956 гг.


Содержание

 

1. Развитие линейных кораблей Италии.

Со времени провозглашения Итальянского Королевства 17 марта 1861 года, национальное военно-морское строительство, всецело подчинялось идее создания в Средиземноморье наиболее мощного и правильно сбалансированного флота. Основу его должны были составлять хорошо вооруженные и быстроходные броненосцы (линейные корабли), оперирующие при поддержке многочисленных крейсеров и миноносцев, опирающиеся на развитую систему базирования на Апенинском полуострове, островах Сардинии и Сицилии. Труд итальянских ученых, инженеров и рабочих воплотился в 32 броненосцах и линкорах (не считая построенных ранее, а также приобретенных за границей в период 1861-73 годов 16 броненосных фрегатов и корветов), строившихся в Италии в 1873-1943 годах. Из них 27 кораблей вошли в состав флота, два сошли на воду, но в силу различных причин остались недостроенными, а три не успели достигнуть спусковой стадии готовности. Многие из этих кораблей принадлежали к весьма самобытным типам и воплощали в себе самые передовые, на тот период, достижения кораблестроения, военно-морской техники и вооружения (пример - цитадельные башенные броненосцы с 430-мм орудиями "Duilio" и "Dandolo" вступившие в строй в 1880-82 годах). Некоторые из них обладали весьма спорными боевыми качествами (пример - огромные для середины 80-х годов прошлого века, 18000-тонные броненосцы "Italia" и "Lepanto", сочетавшие 18-узловую скорость и 450-мм орудия с полным отсутствием вертикального бронирования). Традиционным являлось стреилание руководства итальянского флота строить боевые корабли, с мощным вооружением и высокой скоростью хода за счет облегчения конструкции корпуса и бронирования, снижения автономности, а подчас, и ухудшения мореходности. Тем не менее, в целом общий уровень военно-технического совершенства итальянского линейного корабля всегда считался достаточно высоким. Например, последние итальянские линейные корабли-додредноуты типа "Vittorio Emanuele" умеренное водоизмещение (ок. 14000 т) с высокой скоростью (21…22 узла), адекватной защитой (толщина броневого пояса до 250 мм) и артиллерией, сведенной практически к одному главному калибру. Эти корабли несли в своих башенных артиллерийских установках только два 305-мм и двенадцать 203-мм орудий. Единственным (вплоть до начала второй мировой войны) опыт боевого применения итальянского броненосного флота - знаменитое сражение у острова Лисса (Висс) 20 июля 1866 года, оказалось проигранным итальянцами, понесшими поражение от меньшего по численности и технически гораздо менее совершенного австрийского флота. Сказался уровень руководства командовавших противоборствующими эскадрами адмиралов: итальянского К.П. Персано и австрийского В.М. Тегетгофа, а также боевой дух и выучка личного состава. Поражение заставило итальянцев обратить на свой флот еще более пристальное внимание и, надо сказать, что совершенствовался он довольно интенсивно, пользовался большим уважением народа и служил предметом национальной гордости. Правительство умело использовало флот в военно-дипломатической сфере, в многочисленных политических кризисах и мелких конфликтах. К 1906 году Италия располагала пятым по численности кораблей основных классов военно-морским флотом в мире, Уступая Великобритании, Германии, США и Франции. В боевом составе числилось 14 линкоров (из них только четыре - относительно современных) и четыре быстроходных корабля типа "Vittorio Emanuele" находились в постройке. Большим недостатком следует считать продолжительные сроки постройки больших боевых кораблей в Италии - от 6 до 11 лет. После постройки в Англии в 1905-06 годах знаменитого "Dreadnought" - линейного корабля качественно нового типа, реализовавшего концепцию "all big gun" ("только крупнокалиберные орудия") и моментально делавшего морально устаревшими многочисленные эскадренные броненосцы (с двумя-тремя калибрами главной артиллерии), во всех крупных морских странах развернулась спешная постройка линкоров нового типа, так называемых, "дредноутов". Действительно, такой корабль благодаря своей многочисленной и дальнобойной крупнокалиберной артиллерии, значительно более надежной броневой и конструктивной подводной защите, а также большей на три-пять узлов скорости хода, мог успешно сражаться с целым соединением линейных кораблей додредноутного типа.

© "Галея Принт".

 

Hosted by uCoz